Ребенок учится говорить

Обучение речи — точно такая же биологическая программа, как и обучение ходьбе. Она начинает действовать до рождения.

Еще не рожденный ребенок глотает околоплодную жидкость, с наслаждением сосет большой палец — и таким образом тренирует губы, язык, небо, т. е. то, что составляет речевой аппарат. Кроме того, в утробе матери он воспринимает ее голос, голос отца — развивается его слух.

Первые произносимые звуки одинаковы у всех младенцев мира. Это означает: каждый из них мог бы учить любой язык — при условии, что он не будет слышать никакого другого. Это хорошо видно на приемных детях из других стран. Например, рожденный в Чили младенец на протяжении, скажем, десяти месяцев слышал только испанскую речь.

Потом его привозят к нам, и все говорят с ним по-русски. Он выучится говорить на нашем языке без акцента и впоследствии будет владеть им в совершенстве.

Начиная с 11-го месяца, это врожденное «языковое дарование» утрачивается. Скажем, русский ребенок не слышит в своем окружении специфических звуков, свойственных, например, английскому или испанскому языку. С какого-то времени он уже не сможет их выговорить. А когда станет взрослым, ему, будет довольно трудно выучить их заново.

До 6 месяцев: Лепет, гуканье

7-12 месяцев: Игра различными голосовыми регистрами. Лепет: мамамам, гага, дидиди. Примерно с восьмого месяца начинается подражание звукам речи взрослых. Примерно с 12 месяцев используются наименования, например, «га-га» применительно к утке. Словарный запас в годовалом возрасте -до 20 слов.

От того, что ребенок слышит, в решающей мере зависит богатство его словарного запаса, умение выражать свои мысли. Наилучшие предпосылки у тех детей, которые с самого начала буквально купаются в языке.

Это значит, что недостаточно лишь время от времени говорить ребенку пару нежных слов. Надо читать вслух, напевать, декламировать стихи, рассказывать сказки, объяснять, чем сейчас занимаешься: «Видишь, я чищу картошку на обед», «Это губная помада, чтобы мне быть красивой». Ребенок выигрывает и тогда, когда взрослые разговаривают в его присутствии.

2-й год жизни: Предложения, состоящие из одного слова, подкрепляемые мимикой и жестами. Категоризация: например, «гавгав» для всех четвероногих, покрытых шерстью. Словарный запас в два года — около 250 слов.

3-й год жизни: Сперва предложения из двух слов, затем более длинные конструкции, иногда сложносоставные. Удовольствие от беседы. Словарный запас в три года: около — 3000 слов.

Первое полное предложение — маленькая сенсация. Вместо привычного «Не хочу!» трехгодовалый Миша вдруг сказал: «Нет, я не хочу творожник». Виктория, которой три с половиной года, привела свою тетю в изумление, заявив: «Я опять выросла. Размер платья другой». А Петя, которому едва стукнуло три, во время прогулки так прокомментировал щебетанье птиц: «Это музыка леса».

Разговаривать с малышами — одно удовольствие. Они дают разумные ответы, рассуждают, как старики, объясняют мир.

Телевизор, видео не могут заменить живого разговора. Ведь главная движущая сила обучения речи — это общение, обмен чувствами. Дети, мало соприкасающиеся с живой речью, часто испытывают серьезные трудности в разговоре и понимании. Исследование показало: почти у каждого четвертого ребенка в дошкольном возрасте замедленное развитие речи. Последствия: ребенок отстает в учебе. А дети, которых не понимают или которые не понимают, склонны к агрессивности.

Ребенок учится говорить
Тем не менее, целенаправленные упражнения — «А ну-ка, скажи кушать, ку-шать» — излишни. У каждого ребенка свой собственный темп развития, он сам скажет «кушать», когда придет время. Как только поймет, что означает это слово.
Сначала он просто ест, рукой или ложкой. Немного позже он начинает понимать, что имеет в виду мать, когда говорит: «А сейчас пойдем кушать». И только потом он станет выговаривать слово «кушать», например, когда увидит, что стол накрыт.

Причина такой последовательности: оба речевых центра в головном мозгу развиваются с разной скоростью. Тот, который отвечает за понимание, созревает значительно быстрее, чем другой, регулирующий речь.

4-й год жизни: Пристрастие к бранным словам. Словарный запас ежедневно увеличивается примерно на 13 слов.

5-6-й год жизни: Интерес к трудным оборотам речи. Грамматические формы почти всегда употребляются правильно. Словарный запас постоянно растет.

Чем больше ребенок понимает окружающий его мир, тем сложнее становится его речь.
Чтобы осилить такое, на первый взгляд, простое предложение как «кошка сидит на столе», ребенок должен уже многое знать:
— он отличает кошку от других четвероногих;
— он знает, что означает «сидеть», знает, что «на» не то же самое, что «над»;
— он не путает стол с другой мебелью. Как в компьютере, все это комбинируется в доли секунды и выражается в правильных грамматических формах — которые ребенок усваивает не зубрежкой, а в результате наблюдений и проб.

Если он ошибается, например, говорит «вон бегит человек», достаточно поправить его: «Да, там бежит человек» — и его мозг «стирает» ошибку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Лечебные диеты, детское питание, рецепты для диет // Дизайн: Goodwin